Разрешение на трудоустройство иностранцев: «упрощение» процедуры
Начал действовать новый Порядок выдачи разрешений на трудоустройство иностранцев: соответствующее постановление Кабинета Министров Украины № 437 было принято 27.05.2013 г. и вступило в силу 05.07.2013 года. Пресс-служба Министерства социальной политики Украины распространила информацию об упрощении процедуры получения разрешения на трудоустройство, но после ознакомления с текстом нового порядка мы не спешим разделять такой оптимистичный подход.
Чиновники министерства отчитываются, что количество документов для оформления разрешения сократилось с 15 до 8. Цифры на первый взгляд неплохие, но если внимательно сравнить тексты нового и прежнего порядка, то получаются менее отдаленные значения. Во-первых, не из 15, а из 14, ведь согласно прежнему порядку еще с апреля этого года работодателю не нужно было подавать выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Во-вторых, не до 8, а в 11 (и это в лучшем случае). Вряд ли центр занятости не потребует документ, удостоверяющий право лица представлять работодателя (как правило, обычная доверенность на представительство), кроме случаев, когда директор компании-работодателя лично подавать документы на трудоустройство иностранца. Квитанцию о внесении платы за рассмотрение заявления все равно нужно будет подавать, хоть уже и после принятого решения о предоставлении разрешения на трудоустройство. То же самое касается и трудового договора с иностранцем: теперь вместо проекта трудового договора работодатель в течение 3 дней после получения разрешения на трудоустройство должен предоставить копию заключенного трудового договора, иначе выданное разрешение аннулируется.
Не нужно будет подавать обоснование целесообразности использования труда иностранца. Отныне исчерпывающий перечень таких «обоснованных» оснований закреплен нормативном уровне. В частности, новый порядок определяет, что применение труда иностранцев является целесообразным и достаточно обоснованным, если иностранец претендует на занятие руководящей должности и при этом является учредителем или соучредителем предприятия, учреждения, организации. Хотим заметить, что случаи, когда директором дочерней компании назначается один из ее основателей, встречаются крайне редко. Как правило, акционеры (совет директоров) зарубежной холдинговой группы, желают назначить на руководящие должности в украинских компаниях собственных представителей. Такие представители не являются основателями/ соучредителями компании, а являются, в основном, специалистами в сфере деятельности холдинговой группы или профессиональными менеджерами. Они пользуются полным доверием акционеров (совета директоров) и нередко имеют за плечами 20-30 летний опыт работы в иностранных компаниях холдинга. Для иностранных инвесторов крайне важно, особенно в начале деятельности в Украине, иметь своих доверенных представителей в украинском офисе. Тем не менее, новый порядок не позволяет облегчить трудоустройство таких специалистов.
Относительно других документов, которые по новому порядком не будут требоваться от работодателя, то это копия устава (кроме упомянутого случая, когда учредитель-иностранец претендует на занятие руководящей должности), справка органа государственной налоговой службы об уплате работодателем налогов и сборов, а также справка центра занятости об отсутствии у работодателя задолженности (в центре занятости, видимо, догадались, что информацию из собственных реестров они могут получить самостоятельно).
Со вступлением в силу нового порядка работодатель вынужден подавать новый документ, который ранее не требовался, а именно: справку лечебно-профилактического учреждения о том, что иностранец не болен хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или другими инфекционными заболеваниями, перечень которых определен Министерством здравоохранения Украины. Кроме того, что редакция указанной нормы оставляет желать лучшего (поскольку получилось, что алкоголизм и наркомания являются инфекционными заболеваниями), обращаем внимание, что на сегодня не разработан надлежащий правовой механизм для получения и подачи иностранцем соответствующей справки.
Для сравнения, похожая справка требуется для получения разрешения на иммиграцию. Согласно Закону Украины «Об иммиграции» наличие определенных болезней является препятствием для выдачи иностранцу разрешения на иммиграцию. Перечень таких болезней установлен Министерством здравоохранения. Отдельным категориям иностранцев (в частности, высококвалифицированным специалистам и рабочим, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины) справку об отсутствии инфекционных болезней для получения разрешения на иммиграцию подавать не нужно.
Что касается порядка выдачи разрешения на трудоустройство иностранцев, то:
- на сегодня не существует утвержденного Министерством здравоохранения перечня болезней, которые препятствуют получению разрешения на трудоустройство, более того, Минздрав не имеет полномочий утверждать такой перечень (см. п. 6.19 Положения о Министерстве здравоохранения Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 г. № 467/2011);
- законодательство не предусматривает, что наличие определенных заболеваний является препятствием для получения разрешения на трудоустройство; новым порядком не предусмотрена возможность отказа в выдаче разрешения на трудоустройство на основании наличия у иностранца определенных болезней;
- справка обязательна для всех категорий иностранных работников (в том числе для высококвалифицированных специалистов, претендующих на занятие руководящих должностей), за исключением лиц, которым может быть предоставлен статус беженца или лица, нуждающегося в дополнительной защите.
Хотелось бы верить, что все эти вопросы будут в скором времени урегулированы.
По информации, опубликованной Министерством социальной политики Украины, срок рассмотрения документов Государственной службой занятости был уменьшен с 30 до 15 дней. Но и этот показатель сомнительный. Действительно, формально срок на рассмотрение документов центром занятости сократился. Но если учесть все этапы, начиная от подачи документов и заканчивая получением разрешения в соответствии с новым порядком, то реальный срок будет дольше, и потребует больше действий от работодателя (что трудно назвать упрощением процедуры).
Как видим, новый порядок получения иностранцами разрешений на трудоустройство, утвержденный постановлением КМУ от 27.05.2013 г. № 437, не принесет существенного «упрощения», а на многих этапах только усилит бюрократизм в процедуре трудоустройства иностранцев в Украине.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Е-листки нетрудоспособности: заметны ли улучшения?
Командировки в Украину: обзор налоговых и иммиграционных вопросов при трудоустройстве иностранцев
Электронные листки нетрудоспособности будут действовать уже с 01 мая
Спросите юриста: какие льготы предусмотрены работникам за работу с вредными условиями труда?
Очередной закон об уменьшении давления на бизнес – волк в овечьей шкуре?
Сообщение о чрезвычайных мерах в сфере трудового законодательства в Украине, вызванные кризисом Covid-19
Проект нового Порядка контроля за соблюдением законодательства о труде – учиться на ошибках? Гоструда: нет, не слышали.
Полевые будни Гоструда.
Судебное дело об использовании гражданско-правовых договоров в отношениях с физическими лицами
5-я группа единого налога: «+» vs «-»
Манипуляция как инвестпроект
Новые размеры штрафов за нарушение трудового законодательства
Обзор практики Верховного Суда за 2018 г., связанной с разграничением гражданско-правовых и трудовых отношений