+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Письмо НБУ от 18.12.2015 г. устанавливает дополнительные валютные ограничения

15 января, 2016 Информационные письма

 18 декабря 2015 года Национальный банк Украины направил банкам Письмо1, которым значительно расширил круг операций клиентов, которые, де-факто, попадают под валютный контроль. Отныне «подконтрольными» (независимо от суммы операции) также считаются операции по:

  • покупке иностранной валюты с целью перечисления за пределы Украины;
  • перечислению иностранной валюты за пределы Украины;
  • перечислению средств в гривнах в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • перечислению средств в пользу нерезидентов через филиалы уполномоченных банков, открытые на территории других государств;
  • предоставлению согласия на обслуживание операций по договору (в том числе внесение изменений) для получения резидентами кредитов, займов, возвратной финансовой помощи в иностранной валюте от нерезидентов.

Напомним, что ранее «разрешительная система» для осуществления операций применялась только в контексте переводов на сумму ≥ 50 тыс. долларов США (в соответствии с Постановлением НБУ от 4 декабря 2015 года № 863).

Направленное Письмо обязывает банки: (1) анализировать документы, которые являются основанием для осуществления вышеупомянутых операций, и (2) принимать вывод о наличии или отсутствии «признаков осуществления банком рискованной деятельности и/ или оснований считать, что характер или последствия финансовых операций могут нести реальную или потенциальную опасность использования уполномоченного банка с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения».

Очевидно, что принятие вывода о наличии таких признаков означает отказ в совершении операции, то есть, фактически, дублируется система контроля, которая предусмотрена для операций на сумму ≥ 50 тыс. долларов США Постановлением № 863.

При этом НБУ устанавливает процедуру такого контроля и утверждает (приложением к письму) расширенный и неисключительный Перечень индикаторов подозрительных финансовых операций и дополнительных документов, необходимых для проведения такого анализа. Адекватность такого Перечня и его соответствие задачам, на которые направлен валютный контроль в Украине, можно поставить под сомнение. Так, например, даже если единственным «подозрительным» признаком запланированной операции клиента является то, что местом регистрации банка контрагента является государство Балтии, а сам контрагент находится за пределами этого государства, банк может потребовать от клиента предоставить 3 пакета документов: (1) информацию о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах клиента и документы, предоставляющие возможность это проверить, (2) документы, подтверждающие источники происхождения средств, которые используются для осуществления операции, и (3) документы, подтверждающие экономическую целесообразность запланированной операции и соответствие ее размера финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента.

Кроме этого, установление новых валютных ограничений обычным письмом НБУ вызывает вопросы. Так, письмо НБУ является документом распорядительного характера и должно быть направлено на выполнение уже существующих правил валютного контроля, а не устанавливать новые. На практике же упомянутое письмо прямо затрагивает интересы клиентов банков, которым оно даже не адресовано, что в условиях правового государства, по нашему мнению, неприемлемо.

Еще одним открытым вопросом является целесообразность такого регулирования с точки зрения ресурсов, которые банки будут вынуждены привлечь для выполнения требований НБУ. В чьих интересах, в результате, были приняты указанные изменения – так и не понятно. Ведь «существенные» операции, которые влияют на ситуацию на валютном рынке, и так контролировались в рамках требований Постановления № 863. Итак, направленное Письмо значительно и необоснованно усложняет процедуру осуществления валютных операций в Украине, делает результат таких операций слабопрогнозируемым. А это никак не повысит инвестиционную привлекательность Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Письмо «Об использовании индикаторов подозрительных финансовых операций» № 25-02002/101317 от 18.12.2015 г.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 3093

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь 25 октября, 2018    2574

О вечном 22 октября, 2018    1795

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях» 17 июля, 2018    8596

Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве 11 июня, 2018    6722

Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор) 06 июня, 2018    1368

Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение) 01 июня, 2018    1153

Изменения в регулировании кассовых операций 30 мая, 2018    3162

К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства 15 мая, 2018    9845

Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками 14 мая, 2018    1375

Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях 27 апреля, 2018    1333

Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью 22 марта, 2018    9928

При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году? 19 марта, 2018    1335

Прокомментировать