Письмо НБУ от 18.12.2015 г. устанавливает дополнительные валютные ограничения
18 декабря 2015 года Национальный банк Украины направил банкам Письмо1, которым значительно расширил круг операций клиентов, которые, де-факто, попадают под валютный контроль. Отныне «подконтрольными» (независимо от суммы операции) также считаются операции по:
- покупке иностранной валюты с целью перечисления за пределы Украины;
- перечислению иностранной валюты за пределы Украины;
- перечислению средств в гривнах в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в уполномоченных банках;
- перечислению средств в пользу нерезидентов через филиалы уполномоченных банков, открытые на территории других государств;
- предоставлению согласия на обслуживание операций по договору (в том числе внесение изменений) для получения резидентами кредитов, займов, возвратной финансовой помощи в иностранной валюте от нерезидентов.
Напомним, что ранее «разрешительная система» для осуществления операций применялась только в контексте переводов на сумму ≥ 50 тыс. долларов США (в соответствии с Постановлением НБУ от 4 декабря 2015 года № 863).
Направленное Письмо обязывает банки: (1) анализировать документы, которые являются основанием для осуществления вышеупомянутых операций, и (2) принимать вывод о наличии или отсутствии «признаков осуществления банком рискованной деятельности и/ или оснований считать, что характер или последствия финансовых операций могут нести реальную или потенциальную опасность использования уполномоченного банка с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения».
Очевидно, что принятие вывода о наличии таких признаков означает отказ в совершении операции, то есть, фактически, дублируется система контроля, которая предусмотрена для операций на сумму ≥ 50 тыс. долларов США Постановлением № 863.
При этом НБУ устанавливает процедуру такого контроля и утверждает (приложением к письму) расширенный и неисключительный Перечень индикаторов подозрительных финансовых операций и дополнительных документов, необходимых для проведения такого анализа. Адекватность такого Перечня и его соответствие задачам, на которые направлен валютный контроль в Украине, можно поставить под сомнение. Так, например, даже если единственным «подозрительным» признаком запланированной операции клиента является то, что местом регистрации банка контрагента является государство Балтии, а сам контрагент находится за пределами этого государства, банк может потребовать от клиента предоставить 3 пакета документов: (1) информацию о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах клиента и документы, предоставляющие возможность это проверить, (2) документы, подтверждающие источники происхождения средств, которые используются для осуществления операции, и (3) документы, подтверждающие экономическую целесообразность запланированной операции и соответствие ее размера финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента.
Кроме этого, установление новых валютных ограничений обычным письмом НБУ вызывает вопросы. Так, письмо НБУ является документом распорядительного характера и должно быть направлено на выполнение уже существующих правил валютного контроля, а не устанавливать новые. На практике же упомянутое письмо прямо затрагивает интересы клиентов банков, которым оно даже не адресовано, что в условиях правового государства, по нашему мнению, неприемлемо.
Еще одним открытым вопросом является целесообразность такого регулирования с точки зрения ресурсов, которые банки будут вынуждены привлечь для выполнения требований НБУ. В чьих интересах, в результате, были приняты указанные изменения – так и не понятно. Ведь «существенные» операции, которые влияют на ситуацию на валютном рынке, и так контролировались в рамках требований Постановления № 863. Итак, направленное Письмо значительно и необоснованно усложняет процедуру осуществления валютных операций в Украине, делает результат таких операций слабопрогнозируемым. А это никак не повысит инвестиционную привлекательность Украины.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Письмо «Об использовании индикаторов подозрительных финансовых операций» № 25-02002/101317 от 18.12.2015 г.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
О вечном
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
Изменения в регулировании кассовых операций
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?