Протестные устроения
Украинское законодательство предусматривает возможность судебной защиты прав человека, защиты их Президентом Украины, органами государственной власти, Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, международными организациями, путем объединения в общественные организации, проведения мирных собраний и самозащиты.
Перечень довольно внушительный, и первостепенная роль в вопросе защиты прав человека, как видим, отводится государству. Однако государство, получившее власть из рук народа, на практике не всегда спешит выполнять эти обязательства. Более того – из главного защитника прав человека государство может превратиться, по сути, в главного их нарушителя.
Если все указанные институты защиты прав не более чем фикция, что остается?
Исторический опыт показывает, что в борьбе за соблюдение прав человека, при неэффективности законных мер, защита прав может осуществляться только путем выхода за рамки установленных правил – то есть путем перехода в плоскость незаконных действий.
Право на восстание
Радикальной крайней мерой «против тирании и угнетения» является восстание. Это, в частности, следует из преамбулы Всеобщей декларации прав человека (см. издание «Естественные права человека. Право на мирное собрание как способ защиты естественных прав», ISBN 978-966-97387-0-7).
В той или иной форме это право закреплено в ряде основных законов развитых государств. К примеру, в статье 20 Основного закона (конституции) Федеративной Республики Германия, 1949 год, предусмотрено право народа на сопротивление при невозможности применения других мер. Французская декларация прав человека и гражданина, 1789 год, уважение к которой признает Конституция Франции, закрепляет право на сопротивление угнетению. Декларация Независимости США, 1776 год, дает народу право свергнуть правительство, «если длинный ряд правонарушений и злоупотреблений властью … проявляет намерение подчинить народ абсолютному деспотизму».
На волне произошедших в нашей стране событий необходимо воспользоваться возможностью и закрепить право на восстание народа в Конституции Украины как крайнюю форму защиты прав человека. Сделано как напоминание власти и самому народу о том, что народное восстание возможно и легитимизовано.
В то же время, восстание – всегда кровопролитие, поскольку оно по своему определению является насильственным и незаконным способом защиты прав человека. Если законные способы не работают, а насильственные – слишком радикальны и кровопролитны, есть ли какое-то промежуточное решение, которое было бы одновременно как мирным, так и действенным?
Теория выделяет такое промежуточное звено – мирные, но незаконные способы отстаивания прав человека. К ним относят такие способы как блокировка объектов, невыполнение приказов государственных служащих и т.д., а также неуплата налогов.
Рассмотрим неуплату налогов как наиболее эффективный способ из перечисленных. Он не предусматривает насилия, необходимости физически быть в конкретном месте и подвергаться риску конфликта, и позволяет крайне быстро обратить на проблему внимание власти.
Эффективность этого способа (как и всех незаконных способов сопротивления) возможна только в случае его массовости. Именно массовость, во-первых, помогает добиться ожидаемого результата, способного вызвать власть на конструктивный диалог. Во-вторых, значительное количество задействованных лиц уменьшает риск привлечения их к ответственности.
Добиться массовости, учитывая сегодняшнее развитие технологий и распространенность интернет-коммуникаций, не так сложно. Очевидно, что большой бизнес останется в стороне от подобных действий, следуя правилу, что деньги любят покой. Но участие среднего и малого бизнеса, а также простых граждан-налогоплательщиков, вполне реально.
Неуплата налогов как способ сопротивления
На территории Украины уже есть пример отказа предпринимателей от уплаты налогов. Речь о действиях львовских предпринимателей, которые в знак протеста против нелегитимности власти и ситуации в стране на некоторое время отказались платить налоги в государственный бюджет.
Жизнеспособность и эффективность работы государства практически полностью зависят от налогов. Поэтому самым эффективным способом воздействия (без кровопролития) является полный или частичный отказ от уплаты налогов именно в государственный бюджет. Как мягкий сценарий (и при условии сговорчивости местных властей) можно продолжить уплату налогов в местный бюджет.
При этом сопротивление в виде неуплаты налогов должно быть открытым и предусматривать информирование лицом государства о своем отказе, его причинах и требованиях. В качестве способа информирования власти можно рассмотреть размещение в интернете манифеста, к примеру:
«Осознавая, что источником финансирования и обеспечения самой возможности существования власти является перераспределение собственности, принадлежащей народу, посредством уплаты налогов;
осознавая, что непрозрачная и произвольная растрата властью собственности народа, полученной в виде налогов, является формой тирании и угнетения, во избежание которых человечеством была принята Общая декларация прав человека;
осознавая, что массовая неуплата налогов является формой народного сопротивления произволу власти,
требуем:
- Прекращения уголовного и административного давления на плательщиков налогов.
- Возобновления прав плательщиков налогов на справедливый суд и так далее.
При условии осуществления властью конкретных и быстрых шагов по выполнению указанных требований народ прекращает сопротивление, и каждое лицо приложит максимум усилий для своевременной передачи своего имущества в необходимом объеме посредством уплаты налогов».
В конце – указание реальной информации о поддерживающих манифест лицах.
Задача такого информирования – показать, что неуплата налогов совершается не для неуплаты как таковой, а для защиты неотъемлемых прав. Формально такие действия соответствуют объективной стороне уклонения от уплаты налогов – преступления согласно статье 212 Уголовного кодекса Украины. Однако одной лишь формальной стороны недостаточно – необходимо наличие вины, ведь уклонение от уплаты налогов является умышленным преступлением. Кроме того, необходимо наличие специфических мотива и цели, которые четко указывали бы на антисоциальную направленность действий лица. Если лицо не уплачивает налоги в качестве противостояния власти, нарушающей права человека, имеет ли оно умысел, мотив и цель, направленные именно на совершение преступления – уклонения от уплаты налогов?.. Учитывая социальную массовость явления, его участники могут быть освобождены от ответственности в связи с наличием обстоятельств, которые исключают преступность деяния.
По каким-то причинам сфера налогов считается «запрещенной» для народа. Самым ярким примером является статья 74 Конституции Украины – референдум относительно законопроектов по вопросам налогов не допускается, наряду с вопросами по бюджету и амнистии. Но этот запрет не вполне понятен. Народ является носителем власти, и именно он решает, что власти можно, а что нет – в том числе, в сфере сбора налогов.
Если «услуги» предоставляются государством некачественно, по сути, происходит присваивание собственности каждого конкретного человека, отданной государству на конкретные задачи в рамках общественного договора. Должен ли народ продолжать делать соответствующие выплаты и финансировать такую власть?
Загрузить pdf-файл статьи (508,0 Кb)
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
О вечном
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
Изменения в регулировании кассовых операций
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?