+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Практические аспекты регистрации договора коммерческой концессии

23 августа, 2012 Эксклюзив

Коммерческая концессия – популярный инструмент для ведения бизнеса, который приобрел широкую популярность в мире, однако в Украине в полной мере не применяется, в том числе, из-за ряда пробелов в правовом регулировании. В этой статье понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия» будут использоваться в одном значении.

Наряду со многими пробелами в праве, которые препятствуют активно применять этот договор в Украине (например, отсутствие правового регулирования относительно порядка раскрытия франчайзером информации о предмете договора, который сдерживает приход на украинский рынок некоторых международных корпораций), до сих пор не решена банальная проблема с тем, кто и как должен регистрировать договор коммерческой концессии

Часть 2 статьи 1118 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации органом, который осуществил государственную регистрацию правообладателя.

Правообладателем (и вообще стороной) по договору коммерческой концессии может быть только субъект предпринимательской деятельности, согласно статьи 1117 Гражданского кодекса Украины.

Статьей 5 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15 мая 2003 года № 755-IV предусмотрено, что «государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей осуществляется государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту жительства физического лица — предпринимателя».

Поскольку правообладателем по договору коммерческой концессии является исключительно субъект предпринимательской деятельности, а их регистрацию осуществляет государственный регистратор, то последний также уполномоченный регистрировать и договоры франчайзинга.

Государственный регистратор является должностным лицом соответствующего исполкома или администрации, но возникает вопрос, можно ли это лицо считать органом, ведь, как уже отмечалось выше, согласно части 2 статьи 1118 Гражданского кодекса Украины, договор коммерческой концессии подлежит регистрации именно органом, который осуществил государственную регистрацию одной из сторон.

Если договор франчайзинга не был зарегистрирован, то какие последствия это может иметь?

Часть 4 статьи 1118 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что «в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии имеют право ссылаться на такой договор лишь с момента его государственной регистрации».

Таким образом, исходя из буквального толкования этой нормы, стороны не могут обращаться за защитой своих прав в суд до момента государственной регистрации, требовать прекращения использования их прав интеллектуальной собственности по договору третьими лицами и т.д.

Тем не менее, согласно части 1 статьи 210 Гражданского кодекса Украины, «сделка подлежит государственной регистрации лишь в случаях, установленных законом. Такая сделка является совершенной с момента ее государственной регистрации».

Единый государственный реестр судебных решений содержит ряд судебных дел об отмене договоров франчайзинга с ссылкой на часть 1 статьи 210 Гражданского кодекса Украины на том основании, что они якобы являются незаключенными.

Однако суды в целом отказывают в удовлетворении таких исковых требований. В частности, в своем Постановлении от 20 января 2010 года № 7/57пд (13/188пд) Высший хозяйственный суд Украины решил следующее:

«Отказывая в удовлетворении иска в части расторжения договора коммерческой концессии (франчайзинга) <...> суд исходил из того, что в связи с отсутствием государственной регистрации указанного договора, он является незаключенным и не порождает для сторон прав и обязанностей, поскольку, согласно с ч. 1 ст. 210 ГК Украины сделка подлежит государственной регистрации лишь в случаях, установленных законом и такая сделка является совершенной с момента ее государственной регистрации.

Однако согласиться с таким выводом суда невозможно, поскольку системный анализ содержания ст. 1118 ГК Украины свидетельствует о том, что момент заключения договора коммерческой концессии для его сторон определяется по общему правилу ч. 1 ст. 638 ГК Украины с момента достижения сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора. И только для третьих лиц он приобретает юридическое значение с момента государственной регистрации».

Итак, как показывает судебная практика, договор коммерческой концессии действителен с момента его заключения, однако для того, чтобы ссылаться на него перед третьими лицами, такой договор нужно зарегистрировать».

Согласно ч.4 статьи 1118 Гражданского кодекса Украины, третьими лицами являются любые другие лица, кроме сторон договора. Таким образом, органы государственной налоговой службы также признаются третьими лицами. В связи с этим, налоговые органы при проведении налоговой проверки могут занять позицию (которая стала довольно распространенной в отношении ничтожных сделок), что незарегистрированный договор и документы, оформленные согласно такому договору, не могут подтверждать расходы (налоговый кредит) налогоплательщика.

Процедура государственной регистрации договоров коммерческой концессии на сегодня не урегулирована. Государственные регистраторы обычно идут двумя путями: (1) отказывают в государственной регистрации, ссылаясь на отсутствие законодательного урегулирования порядка государственной регистрации договора коммерческой концессии, (2) «регистрируют» такой договор, визируя его и проставляя печати. Насколько такие действия регистратора можно считать «регистрацией», остается под вопросом, ведь регистрация обычно предусматривает внесение соответствующих сведений об объекте регистрации в определенный реестр.

Что же касается отказа государственного регистратора, мы советуем получить его хотя бы в письменной форме, ведь он будет свидетельствовать о том факте, что сторона сделала все зависящие от нее действия, направленные на выполнение норм Гражданского кодекса Украины для регистрации такого рода сделки.

После получения письменного отказа, его можно обжаловать в суде в порядке административного судопроизводства, обратившись с иском к исполкому соответствующего совета или администрации о признании действий неправомерными и обязательстве совершить определенные действия.

Суды удовлетворяют такие иски и, согласно решению суда, государственный исполнитель зарегистрирует договор коммерческой концессии (см., в частности, Постановление Волынского окружного административного суда от 23 февраля 2012 № 2а/0370/283/12, а также Постановление Луцкого городского районного суда Волынской области от 20 июня 2011 года № 2а-3193/11) или путем визирования и проставления печати (о чем говорилось выше), или путем регистрации в отдельном реестре договоров коммерческой концессии, который специально для этого создается государственным регистратором.

В частности, в Постановлении Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 14.06.2012 года № 5013/181/12 указано, что:

«согласно справке государственного регистратора Луцкой районной государственной администрации Волынской области <...> договор коммерческой концессии <...> зарегистрирован государственным регистратором Луцкой районной государственной администрации в книге договоров коммерческой концессии …».

Таким образом, зарегистрировать договор коммерческой концессии можно, однако на это, вероятно, будет потрачено немало времени и усилий.

Вместо этого на практике один договор коммерческой концессии заменяют несколькими другими хозяйственными договорами, например, лицензионными договорами, по которым передаются права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности. Правовое регулирование лицензионных договоров в Украине развито значительно лучше, поэтому, по возможности, лучше применять именно этот инструмент.

В связи с приходом на рынок иностранных инвесторов, которые начинают использовать этот правовой инструмент, возникает вопрос об обязательности регистрации договоров коммерческой концессии с нерезидентом.

В части 3 статьи 1118 Гражданского кодекса Украины говорится, что регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим государственную регистрацию пользователя, если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве.

То есть, если франчайзер является нерезидентом, договор все равно подлежит регистрации в Украине. Даже в случае, если к такому договору применяется право иностранного государства, на наш взгляд, его все же следует зарегистрировать в Украине, ведь, согласно части 1 статьи 14 Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 года № 2709-IV, правила данного закона не ограничивают действия императивных норм права Украины, которые регулируют соответствующие отношения, независимо от права, которое подлежит применению.

Действующее законодательство не содержит дефиниции «императивной нормы» для целей национального права, однако согласно определению, принятому в общей правовой теории, «это норма права, которая содержит четко определенное правило поведения, категорические предписания»1. Судебная практика пока применяет понятие «императив», что тождественно термину «императивная норма» и означает общеобязательное правило поведения, которое субъекты правоотношений обязаны соблюдать и от которого не могут отойти, урегулировав правоотношения по-своему.

Требование к государственной регистрации договора коммерческой концессии является императивным, если исходить из определения, приведенного выше, а также судебной практики, сложившейся на сегодня. Таким образом, даже если к договору франчайзинга применяется иностранное законодательство, его все равно следует зарегистрировать.

На сегодня проект Закона Украины «О франчайзинге», зарегистрированный за № 8241 от 8 ноября 2001 года, к сожалению, не отменяет обязательное требование о государственной регистрации договоров франчайзинга. Зато в подпункте 3 части 2 статьи 4 этого проекта отмечается, что договор франчайзинга на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством Украины, подлежит регистрации также в центральном органе исполнительной власти в сфере патентов и образцов для товаров и услуг. Подпункт 6 части 2 этой же статьи предусматривает, что порядок регистрации договоров франчайзинга определяется органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Кабинетом Министров Украины.

Другой проект Закона Украины «О франчайзинге», представленный господином Олегом Лащуком, Президентом Федерации развития франчайзинга, гостеприимства и инфраструктуры во время заседания Комитета по вопросам прав интеллектуальной собственности Американской торговой палаты Украины 1 марта 2012 года, содержит положение о том, что такой договор не подлежит государственной регистрации. Тем не менее, сам проект закона все еще требует серьезной доработки. Однако, в случае его принятия, барьер, стоящий на пути развития такого важного инструмента как коммерческая концессия, будет, наконец, снят.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Юридическая энциклопедия, 2 том, К.: «Украинская энциклопедия», 1999, с. 664.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2012

Просмотры 16466

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь 25 октября, 2018    2563

О вечном 22 октября, 2018    1786

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях» 17 июля, 2018    8585

Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве 11 июня, 2018    6682

Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор) 06 июня, 2018    1360

Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение) 01 июня, 2018    1145

Изменения в регулировании кассовых операций 30 мая, 2018    3148

К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства 15 мая, 2018    9816

Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками 14 мая, 2018    1364

Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях 27 апреля, 2018    1322

Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью 22 марта, 2018    9917

При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году? 19 марта, 2018    1324

Прокомментировать