Налог на нежилое недвижимое имущество в 2015 году – зона спора спровоцированная ВРУ
Законом Украины №71-VIII от 28.12.2014 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее – Закон 71-VIII), путем внесения изменений в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), изменены правила налогообложения недвижимого имущества, отличного от земельного участка:
- объекты нежилой недвижимости стали объектами налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
Попытки реализации соответствующих положений в части, связанной с компетенцией местных советов, приводят на практике к определенным спорам и/или провоцируют нарушения местными советами общих положений законодательства относительно границ компетенции местных советов и периодов времени, в которых могут применяться соответствующие решения местных советов.
В частности, возникает вопрос: может ли местный совет принимать решение о применении уже в течение 2015 года налога на объекты нежилой недвижимости?
Практика
Ряд (тем не менее, далеко не все!) местных советов воспринял новые законодательные положения как карт-бланш на налогообложение, в частности объектов нежилой недвижимости, уже в 2015 году. Как пример, можно привести:
- решение Бориспольского городского совета от 30 января 2015 года №4885-60-VI «Об установлении местных налогов и сборов на 2015 год»;
- решение Броварского городского совета от 31.12.2014 №1390-51-06 «Об установлении местных налогов в новой редакции» (которое было заменено последующим решением, см. ниже);
- решение Броварского городского совета от 30.01.2015 №1392-52-06 «Об установлении местных налогов и сборов, ставок земельного и акцизного налогов на территории г. Бровары на 2015 год»;
- решение Стрыйского городского совета от 20.01.2015 №577 «О местных налогах и сборах»;
- решение Бродовского городского совета от 29.01.2015 №962 «Об установлении местных налогов и сборов и ставки акцизного налога на территории Бродовского городского совета и г. Броды»;
- решение Днепропетровского городского совета от 28.01.2015 №7/60 «О внесении изменений в решение городского совета от 27.12.2010 №5/6 «О местных налогах и сборах на территории города»;
- решение Кременецкого городского совета от 29.01.2015 «Об установлении налогов и внесении изменений в решение сессии городского совета от 23.06.2014 №3073 «Об установлении местных налогов и сборов на 2015 год».
И некоторые другие.
Такой подход, однако, приводит к спорам и не соответствует законодательству, в частности соответствующим положениям НКУ и другим законам Украины, как изложено ниже.
Почему налог на объекты нежилой недвижимости не может применяться в течение 2015 года
П. 265.1 НКУ определяет налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, как составляющую налога на имущество. Налог на имущество, согласно п.10.1.1 НКУ, относится к местным налогам и, согласно п.12.3 НКУ, устанавливается местными советами.
НКУ и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» определяют такой порядок и особенности установления налогов решениями местных советов и дальнейшего применения таких решений для целей налогообложения:
Ст. 69 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине»:
«Органы местного самоуправления согласно Налоговому кодексу Украины устанавливают местные налоги и сборы. Местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном Бюджетным кодексом Украины с учетом особенностей, определенных Налоговым кодексом Украины».
Указанная норма соответствует и положению п.12.3.1 Налогового кодекса, согласно которому:
«Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном этим Кодексом».
То есть местные советы имеют право устанавливать местные налоги исключительно в пределах полномочий и в порядке, определенном НКУ. В связи с этим, в п.12.3.4 НКУ определен порядок принятия решений об установлении местных налогов, а именно:
«Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом».
Таким образом, для применения норм соответствующих решений местных советов об установлении местных налогов в 2015 году, такие решения должны были быть приняты и обнародованы до 15 июля 2014 года.
Однако, поскольку нежилая недвижимость не была объектом налогообложения в течение 2014 года, а Закон №71-VIII, которым по этому вопросу вносятся изменения в НКУ, вступил в силу только 1 января 2015 года, то решения местных советов об установлении налога с нежилой недвижимости не могли быть приняты в 2014 году.
Уже поэтому налог на объекты нежилой недвижимости не может устанавливаться для применения на 2015 год и начисляться за такой период. Такое установление и начисление является незаконным.
Указанное выше подтверждается также рядом других положений НКУ. В частности, п.12.5 НКУ закреплено, что:
«Официально обнародованное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения местными налогами и сборами, которое вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных подпунктом 12.3.4 этой статьи».
В подпункте 12.3.4 НКУ, рассмотренном выше, и к которому ссылается вышеприведенный п.12.5 НКУ, говорится о том, что решения, которые не обнародованы до 15 июля прошлого года, применяются только в следующем году. Кроме того, п.п.12.4.3 НКУ таким же образом определены соответствующие полномочия местных советов и порядок их реализации:
«… до начала следующего бюджетного периода принятие решения об установлении местных налогов и сборов, изменении размера их ставок, объекта налогообложения, порядка взимания или предоставления налоговых льгот, которое влечет за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщиков и вступает в силу с начала бюджетного периода».
Итак, из приведенных норм также следует, что решение местного совета об установлении местных налогов вступает в силу не ранее бюджетного года, следующего за тем, в котором оно принято.
Приведенное выше согласуется и с общим принципом стабильности налогообложения (п.4.1.9 НКУ), согласно которому изменения к каким-либо элементам налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.
В данном случае этот принцип закреплен актом высшей юридической силы (НКУ) по сравнению с решениями местных советов по налоговым вопросам.
Для полноты изложения также отметим, что установление налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, отнесено законом исключительно на усмотрение местных советов (п.10.3 ст.10 НКУ), в отличие от некоторых других местных налогов, установление которых обязательно (п.10.2 ст.10 НКУ). Поэтому на налог на недвижимое имущество не распространяется положение п.п.12.3.5 ст.12 НКУ о применении обязательных к установлению местных налогов даже без решения местного совета об их установке.
Вина за уже существующие и возможные дальнейшие споры по налогу на нежилую недвижимость в 2015 году в значительной степени лежит на Верховной Раде
Вина за уже имеющиеся и возможные дальнейшие споры по вопросу рассматриваемого налога в 2015 году в значительной степени лежит на Верховной Раде из-за халатности при принятии законов и их внутренней противоречивости, провокационности соответствующих положений.
Так, Законом 71-VIII в Подраздел 10 «Другие переходные положения» Раздела ХХ «Переходные положения» добавлен пункт 33 следующего содержания:
«Установить, что на 2015 год ставки налога для объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, определенных подпунктом 266.5.1 пункта 266.5 статьи 266 настоящего Кодекса, не могут превышать 1 процент минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за 1 кв. метр для объектов нежилой недвижимости».
Это положение сложно понимать не иначе как то, что ВРУ считала, что такой налог таки может применяться в 2015 году. Ведь принимать решение о применении ставки налога в 2015 году, который по закону в принципе не может применяться в этом году, – это либо ошибка, либо провокация.
Стоит упомянуть и п.4 Заключительных положений Закона 71-VIIІ, которым определено:
«П.4. Рекомендовать органам местного самоуправления:
в месячный срок со дня опубликования этого Закона пересмотреть решение об установлении на 2015 год налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) для объектов жилой недвижимости, а также принять и обнародовать решение по установлению в 2015 году налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) для объектов нежилой недвижимости, налога на имущество (в части транспортного налога) и акцизного налога по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.
Установить, что в 2015 году к решениям местных советов об установлении местных налогов на 2015 год не применяются требования, установленные Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
Указанное положение, хоть и не меняет действующих положений НКУ, не обязывает местные советы к совершению определенных действий (а только рекомендует, что не является обязательством) и не позволяет прямо распространить действие решения местных советов об установлении местных налогов на 2015 год, однако является достаточно провокационным для местных советов, которые могут и не иметь достаточного ресурса для подробного анализа норм налогового законодательства, как изложено выше.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
КМ Партнеры защитила интересы МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА в Конституционном Суде Украины, подтвердив право на возвращение переплат по местным налогам на территории АТО
Кто определяет нормативную денежную оценку (НДО) земель за пределами населенных пунктов?
Владельцам недвижимости в Киеве: налог на имущество – по какой ставке платить?
Новая нормативная оценка земель за пределами населенных пунктов с 01 января 2019 года – миф или реальность?
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 ноября 2018 года
Выплата дивидендов плательщиками единого налога 4 группы: изменения с 01 января 2018 года
Традиционные налоговые подарки «под елочку»
Транспортный налог как школа местных налогов (в шаге от признания неконституционным)
Постановление Конституционного Суда РФ от 02 июля 2013 года
Определение Высшего административного суда от 29 мая 2017 года
Возврат переплат по налогу на имущество, которое находится в зоне проведения АТО
Сельхозпроизводители на едином налоге – только для своих?