+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Полудецентрализация в сфере архитектурно-строительного контроля

03 июня, 2015 Информационные письма

9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины приняла долгожданный Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и усовершенствования градостроительного законодательства»1 (далее  Закон), который, за исключением некоторых положений, вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Данный Закон призван воплотить в жизнь сразу несколько крайне актуальных идей реформирования отношений в сфере градостроительства, главными из которых являются передача строительного контроля с общегосударственного на местный уровень, а также лишение Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее  ГАСК) безграничных полномочий.

Не секрет, что деятельность ГАСКа в последние годы неоднократно становилась поводом для обоснованной критики. Однако причин для радости относительно принятия долгожданного Закона мало, поскольку финальный вариант предлагает неоднозначную схему распределения полномочий, о чем пойдет речь далее.

Реформирование функций архитектурно-строительного контроля и надзора

Главным новшеством становится децентрализация части полномочий ГАСКа относительно оформления документов, которые дают право на выполнение подготовительных и строительных работ, а также ввода в эксплуатацию в зависимости от категории сложности объекта строительства, а именно:

І, ІІ, ІІІ категории (в пределах сел и поселков)

исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских и поселковых советов;

I, II, III, IV категории (в пределах городов)

исполнительные органы городских советов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля;

I, II, III, IV категории (в пределах городов Киева и Севастополя) структурные подразделения по вопросам архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;
I, II, III, IV, V категории (за пределами населенных пунктов и на территории нескольких административно-территориальных единиц); все объекты V категории (в пределах населенных пунктов) и IV категории (в пределах сел и поселков) Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора (ГАСК), через главных инспекторов строительного надзора в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Таким образом, имеем частичную передачу полномочий органам местного самоуправления и местным государственным администрациям. При этом за ГАСКом остается контроль (через новосозданных главных инспекторов) над наиболее существенными объектами строительства в пределах населенных пунктов, а также над всеми категориями за их пределами и на территории нескольких административно-территориальных единиц.

Новые формулировки государственного архитектурно-строительного надзора и контроля

На момент подготовки данного материала, когда большинство положений Закона еще не вступило в законную силу (что произойдет 01.09.2015), государственный архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляет ГАСК2. Изменения, в свою очередь, предусматривают распределение функции контроля между администрациями/советами и ГАСКом, при этом последней остается модифицированная функция надзора3.

Со вступлением в силу изменений государственный архитектурно-строительный надзор будет осуществляться ГАСКом через главных инспекторов строительного надзора в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, и будет заключаться в проверке деятельности контролирующих органов на предмет соблюдения ими Закона4. То есть, отдавая часть полномочий местным органам, ГАСК наделили правом надзирать за законностью их деятельности.

Реализуя такой «надзор», главные инспекторы ГАСКа проверяют законность решений в сфере градостроительной деятельности и, в частности, имеют право:

  • посещать места строительства объектов, помещения, знакомиться с документами и материалами, необходимыми для осуществления надзора;
  • требовать от органов государственного архитектурно-строительного контроля проведения проверок при наличии признаков нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил;
  • выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности;
  • привлекать должностные лица к ответственности за совершенные правонарушения;
  • вносить представление об увольнении должностного лица в назначивший его орган;
  • отменять или останавливать действие решений, принятых объектами надзора, которые нарушают требования градостроительного законодательства.

При этом соответствующие структурные подразделения администраций и исполнительные органы советов в пределах делегированных полномочий подконтрольны ГАСКу5. Как видим, законодатель предоставил достаточно широкие полномочия главным инспекторам ГАСКа, что позволит им существенным образом влиять на местные органы при выполнении ими делегированных функций.

Забегая наперед, отметим, что Законом устанавливается исчерпывающий перечень оснований для возвращения деклараций о начале выполнения подготовительных/строительных работ6 путем замены широкой формулировки «подана или оформлена с нарушением установленных требований», которая давала возможность представителям ГАСКа отказывать в регистрации декларации на спорных основаниях.

В то же время, определяя надзорные полномочия новых главных инспекторов ГАСКа, законодатель не избежал применения размытого понятия «решения, нарушающие требования градостроительного законодательства». Так, должностные лица, в частности, несут ответственность в виде штрафа от 30 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (100–150 за повторное нарушение в течение года) в случае регистрации деклараций «оформленных с нарушением требований законодательства».

Таким образом, ограниченный перечень оснований для отказа регистрировать декларации и, при этом, не конкретизированные обстоятельства для привлечения должностных лиц к ответственности, теоретически могут создать основания для давления на местные органы архитектурно-строительного контроля со стороны главных инспекторов ГАСКа.

Сроки передачи полномочий местным органам

Создание исполнительных органов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля осуществляется советами и администрациями «исходя из возможностей и потребностей соответствующих территорий», то есть, как понимается при толковании данной нормы, добровольно.

Если сельские, поселковые, городские советы не создали исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, полномочия таких органов осуществляет ГАСК через соответствующих главных инспекторов строительного надзора7.

При обращении в ГАСК органа местного самоуправления, создается совместная комиссия по передаче соответствующей документации и решению вопросов, связанных с созданием и функционированием органа государственного архитектурно-строительного контроля. Такой орган начинает осуществлять полномочия контроля на следующий день после утверждения акта совместной комиссии8. При этом порядок работы комиссии и процедура утверждения акта Законом не предусмотрены.

Изменения относительно регулирования градостроительной деятельности

Помимо изменений относительно децентрализации полномочий ГАСКа, Законом вводится ряд новшеств, которые касаются усовершенствования градостроительного законодательства.

Части зданий также будут считаться объектами строительства

Абзац 5 части 1 статьи 4 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» дополнен словосочетанием «и части», и это означает, что с 1 сентября 2015 года объектом строительства будет считаться, в том числе, часть здания, строения или сооружения. То есть теоретически можно будет оформлять разрешительную документацию на проведение работ только касательно части здания, которая, например, реконструируется или реставрируется.

В связи с этим возникает вопрос: любая ли часть может считаться объектом строительства? Понятие «часть»9 приведено в ДБН А.2.2-3:2014 и не конкретизирует признаки данного объекта. Также определена «отдельная часть здания, строения, сооружения» как автономная конструктивная система, отделенная деформационно-температурным, антисейсмическим (при необходимости) швом, противопожарной стеной, имеет автономное инженерное обеспечение и завершенный цикл производственного процесса (например, блок-секция, участок и т.д.). Такое определение больше подходит, поскольку строительными нормами предусмотрена возможность реконструкции и капитального ремонта только автономных частей10.

В любом случае, надеемся, что до вступления в силу Закона будут разработаны четкие критерии для определения части здания, строения или сооружения как объекта строительства, во избежание недоразумений при применении данной законодательной новеллы.

Вводится бесплатный веб-доступ к реестру разрешительных документов

Частью 3 статьи 34 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» после внесения изменений предусматривается возможность свободного доступа к реестру:

  • документов, которые дают право на выполнение подготовительных и строительных работ;
  • документов, подтверждающих принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;
  • сведений о возвращении на доработку, отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов.

Информация будет размещаться на официальном веб-сайте ГАСКа.

Конкретизированы основания для возвращения деклараций о начале подготовительных и строительных работ

Размытая формулировка оснований для возвращения декларации о начале подготовительных или строительных работ заменена на четкий перечень случаев, когда уполномоченный орган имеет право вернуть такую декларацию11. Так, с 1 сентября 2015 года орган архитектурно-строительного контроля может вернуть декларацию о начале подготовительных работ, если в ней не отображена информация:

  • относительно заказчика, названия или адреса объекта строительства;
  • касательно документа, который подтверждает право собственности или пользования земельным участком;
  • касательно лиц, ответственных за проведение технического надзора, и лиц, которые разработали проект выполнения подготовительных работ.

Декларацию о начале выполнения строительных работ можно вернуть в случае, если в ней не отображены:

  • информация касательно заказчика, названия или адреса объекта строительства;
  • информация относительно документа, который подтверждает право собственности или пользования земельным участком;
  • градостроительные условия и ограничения (кроме объектов, для которых такие не предоставляются);
  • информация о проектировщике, главном архитекторе и/ или главном инженере проекта, лицах, ответственных за проведение авторского и технического надзора.

Конкретизированные требования к оформлению разрешительной документации уменьшат вероятность отказа в регистрации деклараций на спорных основаниях, что на сегодняшний день является достаточно распространенным явлением.

Предусмотрены новые основания для отмены зарегистрированных деклараций и аннулирования разрешения на выполнение строительных работ

Дополнительно к действующей статье 39-1 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», которой предусмотрена возможность исправления ошибок в зарегистрированной декларации, а также ее отмена в случае выявления признаков самовольного строительства, законодатель сформулировал новые основания для отмены декларации о начале подготовительных/строительных работ12. В частности, декларация отменяется, если во время проверки будут установлены нарушения требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствие объекта строительства проектной документации и требованиям строительных норм, государственных стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства в случае невыполнения требований должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля. Аналогичное основание сформулировано и для аннулирования разрешения на выполнение строительных работ13.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и усовершенствования градостроительного законодательства» № 320-VIII от 09.04.2015.

2 Часть 2 статьи 10 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» (до 01.09.2015).

3 Часть 3 статьи 6 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (с 01.09.2015).

4 Часть 2 статьи 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (с 01.09.2015).

5 Часть 5 статьи 7 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» (с 01.09.2015).

6 Статьи 35-36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (с 01.09.2015).

7 Часть 2 статьи 7 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (с 01.09.2015).

8 Пункт 9.1. раздела V «Заключительные положения» Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

9 Пункт 3.25. ДБН А.2.2-3: 2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство»: часть — это определенная проектной документацией на реконструкцию, капитальный ремонт или техническое переоснащение часть здания, строения, сооружения.

10 Пункты 3.7. и 3.21. ДБН А.2.2-3: 2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство».

11 Статьи 35, 36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (с 01.09.2015).

12 Часть 9 статьи 35 и часть 7 статьи 36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (с 01.09.2015).

13 Подпункт в) пункта 1 части 6 статьи 37 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 3419

Прокомментировать