+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

НДС, конечно, налог непрямой, но не настолько же…

18 марта, 2015 Информационные письма

Касательно ответа в ОИР на вопрос: «Как облагается НДС операция по экспорту товаров по цене ниже обычной и каким образом выписывается в таком случае налоговая накладная?»

 26 февраля этого года в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (далее  «ОИР») был размещен ответ на вопрос: «Как облагается НДС операция по экспорту товаров по цене ниже обычной и каким образом выписывается в таком случае налоговая накладная?».

Особую обеспокоенность вызывает последний абзац ответа на этот вопрос, a именно:

«При этом, учитывая, что объем операций, рассчитанный исходя из превышения обычной цены над фактической, не формирует стоимости экспортируемого товара, нулевая ставка к такому объему не применяется, а потому в налоговой накладной с отметкой «01» определяется сумма НДС по основной ставке».

Расшифруем: если «обычная цена» экспортной операции выше договорной, то сумма превышения будет облагаться по основной ставке (20 %), поскольку такая сумма не формирует стоимости экспортного товара.

Понятно, что с предложенным подходом мы категорически не согласны, учитывая изложенное ниже.

В первую очередь уже сама постановка вопроса вызывает сомнения.

Так, речь идет об определенной обычной цене операции по экспорту товаров для целей НДС, которая может быть выше фактической цены сделки.

Как следует из содержания ответа, имеется в виду правило п. 188.1 Налогового кодекса Украины (далее  «НКУ»), согласно которому в случае осуществления контролируемых операций база налогообложения должна быть не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 НКУ.

Однако, на наш взгляд, это правило является одним из многочисленных «ляпов» поспешно принятых прошлогодних изменений в НКУ. Дело в том, что в действующей редакции ст. 39 НКУ установлен перечень контролируемых операций исключительно для целей начисления налога на прибыль предприятий (пп. 39.2.1.1. ст. 39 НКУ). Проект предусматривал отдельный перечень контролируемых операций для целей НДС, но в принятом законе такого перечня нет.

То есть теперь контролируемых операций для целей НДС в НКУ не предусмотрено. Соответственно, на наш взгляд, нет оснований применять методологию ст. 39 для определения обычной цены в контексте НДС.

В таком случае в принципе невозможна ситуация, когда операция будет осуществляться по цене ниже обычной.

Однако тот факт, что налоговики все же дают ответ на этот вопрос, может свидетельствовать о том, что соответствующие положения НКУ будут толковать творчески и пытаться применять методологию трансфертного ценообразования и для целей НДС.

Кроме этого подход, предложенный специалистами ОИР, может распространяться и на правила, установленные абз. 2 п. 188.1 ст. 188 НКУ. Согласно этим правилам, база налогообложения операций по поставке товаров/ услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров/ услуг, а база налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/ услуг не может быть ниже их себестоимости.

Подчеркнем, что мы не видим каких-либо нормативных предпосылок для начисления 20 % ставки НДС, ссылаясь на эти правила относительно определения базы налогообложения в случае экспорта товаров.

Из содержания п. 188.1 НКУ четко следует, что эти правила касаются определения базы налогообложения операций по поставке товаров/ услуг.

В данном же случае речь идет о вывозе товаров в таможенном режиме экспорта, который согласно ч. г) п. 185.1 НКУ является отдельным объектом налогообложения, установленным наряду с поставкой товаров и услуг с местом поставки на таможенной территории Украины [согласно ч. а) и ч. б) п. 185.1 НКУ].

То есть специалисты ОИР пытаются применить к экспорту правила определения базы налогообложения, установленные для других объектов налогообложения, что уже само по себе некорректно.

Если же предположить, что в случае продажи товаров на экспорт все же происходит и поставка таких товаров, то есть понятие «поставка товаров» шире и может охватывать как экспорт, так и продажу на территории Украины, то в таком случае все равно нет оснований применять 20 % ставку.

Так, ч. а) пп. 195.1.1 ст. 195 НКУ четко устанавливает, что вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины облагается нулевой ставкой НДС.

Распространение правил п. 188.1 НКУ на эту операцию не приводит к тому, что она перестает быть экспортом в целом или в какой-либо части. Ведь происходит только одна операция, а именно вывоз товара в таможенном режиме экспорта. Нет никаких предпосылок видеть здесь другой объект налогообложения, поскольку другой операции не происходит.

В увеличении же базы нулевой ставкой нет никакого смысла, что в очередной раз свидетельствует о правильности нашей позиции касательно нецелесообразности распространения правил п. 188.1 НКУ на экспорт.

И еще вопрос: как специалисты ОИР предлагают отображать такие налоговые обязательства в декларации? Какие обязательства по операциям на таможенной территории Украины? Но, опять же, такой операции в данном случае нет. Не могут одни и те же товары считаться частично экспортированными, а частично проданными на таможенной территории Украины.

И последнее, но не менее важное суждение касается того, что предложенный подход противоречит экономической сущности НДС как косвенного налога на потребление. Напомним, что содержание НДС как косвенного налога предполагает, что непосредственный плательщик НДС не несет экономического обязательства по его уплате, которое возлагается на непосредственного потребителя товара или услуги. А экспорт облагается по нулевой ставке, поскольку потребление товара на территории Украины не будет совершаться.

В данном же случае позиция фискального органа предусматривает возложение обязательства по уплате 20 % на экспортера относительно операции с товаром, потребление которого в Украине не предусматривается.

То есть предложенный в ОИР подход прямо противоречит нормам НКУ и экономической сущности НДС.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 3538

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

В 2022 году вступили в силу новые правила налогообложения НДС 15 марта, 2022    1146

Большая Палата ВС огласила перерыв в деле
о взыскании бюджетного возмещения НДС
07 ноября, 2018    1419

Определение Большой Палаты Верховного Суда от 03 сентября 2018 года о принятии дела № 826/7380/15 к рассмотрению 11 сентября, 2018    1912

Определение Верховного Суда о передаче на рассмотрение Большой Палаты дела о возврате бюджетного возмещения НДС 11 сентября, 2018    4644

Как избавиться от проблем с возмещением НДС, и не только 15 августа, 2018    5090

«У государства отсутствует ответственность за всё, что оно делает» (интервью партнеров КМ Партнеры для Юридической Газеты) 21 июня, 2018    3946

Решение по делу «Серков против Украины» 15 марта, 2018    4062

В Украине начал действовать Порядок рассрочки НДС при импорте оборудования для собственного производства 28 февраля, 2018    2669

Индивидуальная налоговая консультация ГФС «О порядке определения обычных цен» от 12.06.2017 г. 16 января, 2018    2196

Традиционные налоговые подарки «под елочку» 05 января, 2018    1559

Новый общественный договор по НДС 12 декабря, 2017    3096

«Освобождение» от НДС для экспорта сои, подсолнечника, рапса можно не применять? 11 декабря, 2017    2342

Прокомментировать