Налоговая реформа

2014-2015

Налоговые изменения – это перманентное состояние украинской налоговой системы. Это не оценка, это общеизвестный факт. Принятие Налогового кодекса было не столько собственно реформой, как скорее еще одной «перелицовкой» налогового законодательства, которое сейчас продолжается постоянными изменениями кодекса. В этом контексте вспоминаются слова классика, что причиной постоянных приготовлений является неумение. В свое время эксперты WTS Consulting/ АО «КМ Партнеры» предупреждали, что принятие Налогового кодекса таким образом – это ошибка. Предупреждали и активно выступали против такого принятия кодекса (подробнее: проект «Кодексу НЕТ»)

Причина постоянных изменений налоговой системы, наверное, заключается в том, что проблемы, которые в ней существуют, остаются нерешенными.

Изменение налоговой системы должно происходить согласно алгоритму:

  1. выявление проблемы;
  2. выяснение причин существования проблемы;
  3. определение возможных способов решения;
  4. имплементация оптимального способа;
  5. выполнение.

Налоговый кодекс – это пример того, как не надо делать реформы. Вопрос, который решили его авторы – это кодификация, то есть сведение в пожарном порядке норм в единый документ. Но какой ценой? За три с половиной года существования было принято более 50 законов о внесении изменений. Состояние экономики и текущих поступлений в бюджет является, в том числе, следствием такого введения и действия Налогового кодекса. Кодекс сложный для восприятия и является в значительной степени шагом назад, даже в сравнении с предыдущим законодательством.

Проблемы, существующие в налоговой системе, можно перечислять и перечислять, и это относится почти к каждой отрасли экономики. Однако, помимо специальных проблем, есть и проблемы общие. Как таковые, в частности, можно отметить следующие:

  • сложность налогового учета и администрирования налогов;
  • превалирование формы над содержанием (преимущество предоставляется документальному оформлению, а не сути налога, хозяйственной операции);
  • отсутствие реальной ответственности представителей налоговых и таможенных органов за неправомерные действия; государства – за нанесенный ущерб;
  • чрезмерное налогообложение рынка труда;
  • неравные условия налогообложения (предоставление льгот и освобождений, невозмещение НДС одним плательщикам и возмещение другим);
  • непрозрачное расходование средств государственного бюджета, стимулирующее к неуплате налогов.

Были ли решены указанные проблемы с принятием Налогового кодекса? Ни одна!

Рассмотрим такой пример: единый налог. Есть ли проблемы у плательщиков единого налога? Проблемы есть всегда, но все познается в сравнении. Так вот, в сравнении с общей системой налогообложения у плательщиков единого налога нет проблем. Единый налог – это, во-первых, упрощение учета. Во-вторых, – уменьшение фискальной нагрузки. Является ли такой пример панацеей в лечении болезни? С единым налогом проблемы начинаются у государства, когда его используют для налоговой оптимизации. Проблемы начинаются у налогоплательщиков, которые находятся в общей системе налогообложения относительно равных конкурентных условий. Таким образом, правда  где-то посредине. Можно работать над решением соответствующих отдельных вопросов, а можно попробовать решить проблему в целом путем предложения единственной, одинаково необременительной для всех модели налогообложения.

Пока что реформированием налоговой системы занимается Минфин, Минэкономики, Миндоходов. Привлечено значительное количество экспертов, что является позитивной тенденцией. Единого центра по этому вопросу нет. Время покажет, верна ли стратегия, когда вопросом занимаются все. Будем надеяться, что на последнем этапе будет конкуренция концепций. Принятие решения по принципу кто первый подал, или кто сегодня «в фаворе», вряд ли произведет позитивный эффект. В любом случае избранный путь реформирования должен устранить указанные выше причины.

Главной проблемой, с которой приходится сталкиваться во время обсуждения реформирования налоговой системы, является то, что любое уменьшение нагрузки на налогоплательщика сразу требует компенсаторов. Так реформу будет сделать невозможно. Заметим, что уровень перераспределения ВВП через бюджет в Украине (то есть изъятие ресурсов из экономики государством) и так чрезмерно высок, существенно больше, чем в подавляющем большинстве стран. При этом то, что реально получается от государства – значительно меньше.

Поэтому нужно не компенсаторы искать, а уменьшать расходование. Существующие поступления в бюджет являются величиной виртуальной. Дефицит госбюджета в 71 миллиард и фискальный разрыв в 289 миллиардов – лучшее тому подтверждение. Надо отходить от этой модели с компенсаторами. Надо определить, сколько можно реально собирать без вреда для экономики, и проводить реформу. Может быть, при этом даже законодательно установить ограничение, сколько максимально в процентах от ВВП государство может перераспределять через себя. Понимание этого, поиск баланса и является началом реальной реформы. Но это требует кардинального изменения мышления чиновников и депутатов.

Со своей стороны эксперты WTS Consulting/ АО «КМ Партнеры» также приобщились к процессу реформирования налоговой системы. Еще в марте в Кабинет Министров Украины было направлено письмо с предложениями касательно действий, которые до реформирования налоговой системы упростят отношения с налогоплательщиками (загрузить). Был подготовлен законопроект относительно повышения ответственности налоговых органов в связи с неприятием мотивированных решений (загрузить текст законопроекта, пояснительной записки и сравнительной таблицы).

Эксперты WTS Consulting/ АО «КМ Партнеры» ведут работы над вопросом реформирования налоговой системы, начиная с анализа причин, которые приводят к проблемам в налоговой системе. Определенные наработки, аналитика и предложения, обзоры будут публиковаться в рамках проекта «Налоговая реформа».

Материалы к проекту:

С уважением,

WTS Consulting LLC/ АО «КМ Партнеры»