+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Изменения налогового законодательства накануне нового года или на что готов законодатель ради наполнения государственного бюджета

20 декабря, 2013 Информационные письма

В течение последней недели Верховной Радой Украины решаются важные вопросы: в целом по бюджету на 2014 год и налоговым поступлениям в бюджет. Для «обеспечения стабильности налоговых поступлений в течение 2014 года» было предложено перенести применение пониженных ставок НДС и налога на прибыль с 1 января 2014 года на 1 января 2015 года, а также ряд других изменений в налоговом законодательстве (запрет учета отрицательного значения финансового результата операций с ценными бумагами и т.п.).

Первоначально предложения относительно изменений в налогообложение были изложены в законопроекте о Государственном Бюджете на 2014 год. Как мы уже сообщали ранее, изменение положений налогового законодательства законом о государственном бюджете является неконституционным.

Нашу позицию разделяет Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины, предоставившее в своем заключении достаточно критическую оценку законопроекту о государственном бюджете относительно внесения изменений в другие законы:

«Проектом (в частности, пунктами 3-6 Заключительных положений) продолжена многолетняя негативная практика приостановки законом о Государственном бюджете Украины законной силы действующих актов законодательства или внесения в них изменений, что противоречит многочисленным решениям Конституционного Суда Украины. В частности, к ним относятся решения от 9 июля 2007 г., […], а также от 22 мая 2008 г. № 10-рп/2008, […]. В случае необходимости приостановки действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признания их недействительными должны использоваться отдельные законы».

Соответствующего содержания правовая позиция […]в решениях Конституционного Суда Украины от 30 ноября 2010 г. № 22-рп/2010, [ …]

Обращаем внимание также на то, что предусмотренные проектом предложения по изменению условий налогообложения в 2014 году не соответствуют принципу стабильности налогового законодательства, закрепленному в пп. 4.1.9 п. 4.1 ст. 4 Налогового кодекса Украины, согласно которому «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года», а также требованиям ч. 3 ст. 27 Бюджетного кодекса Украины, согласно которой «законы Украины или их отдельные положения, влияющие на показатели бюджета (уменьшают поступления бюджета и/или увеличивают расходы бюджета) и принимающиеся после 15 июля года, предшествующего плановому, вводятся в действие не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым, кроме предусмотренного Законом Украины «О некоторых вопросах задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса — участников государственного концерна «Укроборонпром» и обеспечения их стабильного развития».

Следует отметить, что соблюдение такого принципа позволяет субъектам хозяйствования планировать свою деятельность как на следующий бюджетный период, так и на перспективу, что положительно сказывается на их финансовой деятельности. В то же время невыполнение указанных требований Налогового кодекса Украины, во-первых, дестабилизирует работу большинства субъектов хозяйствования, поскольку увеличение ставок налогов и сборов или изменение порядка их взимания заставляет их пересматривать свои производственные и финансовые планы, условия договоров с поставщиками и потребителями, которые, в отдельных случаях, становятся невыгодными и приводят к разрыву таких соглашений. Во-вторых, постоянное изменение ставок налогов и сборов, порядка их взимания, негативно сказывается на инвестиционном имидже страны, что, соответственно, сдерживает их поступления в Украину. В-третьих, увеличение налоговой нагрузки на отечественный бизнес и, соответственно, рост цен на товары и услуги приводит к социальному недовольству, находящееся сегодня и так на критической грани».

Как показывает практика, сама по себе оценка Главного научно-экспертного управления не является препятствием для изменения налогового законодательства законом о государственном бюджете. Поэтому логично предположить, что помехой для принятия изменений в налоговое законодательство законом о бюджете стала нехватка времени для принятия и вступления в силу закона о государственном бюджете на 2014 год. Так, рассмотрение соответствующего законопроекта переносилось сначала с 19 декабря на 24 декабря 2013 года, затем на 16 января 2014 года, тогда как изменить ставки налогообложения было необходимо уже с 1 января 2014 года.

Как видим, выход все же был найден – 19 декабря Верховной Радой Украины принят отдельный Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов, где предусмотрены все те изменения в Налоговый кодекс, которые изначально предлагались законом о государственном бюджете на 2014 год.

И в данном случае замечания Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины о недопустимости внесения изменений в любые элементы налогов и сборов позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода (аналогичные тем, которые были внесены и в законопроект о государственном бюджете на 2014 год), не стали препятствием для его принятия в целом.

Итак, несмотря на факт устранения одного из нарушений – принятие изменений в Налоговый кодекс отдельным законом, а не законом о государственном бюджете, внесенные изменения законными не стали.

Кроме того, Главное научно – экспертное управление также отметило, что отсрочка до 1 января 2015 года снижения ставки НДС и налога на прибыль предприятий не в полной мере соответствуют задачам, поставленным Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» и Государственной программой активизации развития экономики на 2013-2014 годы, которыми предусмотрено уменьшение налоговой нагрузки на отечественный бизнес, укрепление его позиций в международной конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогов в расходах предприятий и сокращения затрат времени плательщиков на начисление и уплату налогов.

Также было отмечено о нарушении порядка подачи законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс, а именно:

«Обращаем также внимание на требования пункта 4 раздела XIX Налогового кодекса Украины, согласно содержанию которого субъектом права законодательной инициативы, уполномоченным вносить ежегодно до 1 июня в Верховную Раду Украины проекты законов о внесении изменений в этот Кодекс относительно ставок налогообложения (в том числе ставок акцизного налога), определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по таким налогам и сборам, является Кабинет Министров Украины, который, очевидно, и должен вносить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты соответствующего содержания».

Однако, негативная оценка не остановила принятие соответствующих законодательных изменений, которыми, в частности:

  • отсрочено снижение ставки НДС (до 17 %) до 1 января 2015 года;
  • отсрочено применение 16 % ставки налога на прибыль до 1 января 2016 года, вместо этого ставка на 2014 год установлена на уровне 18 %;
  • бессрочно продлено действие освобождения от налогообложения НДС по ряду операций по поставке на таможенной территории Украины зерновых культур некоторых товарных позиций согласно УКТ ВЭД (ранее было предусмотрено абз. 1 п. 15 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса);
  • запрещен учет отрицательного значения финансового результата по операциям с ценными бумагами, возникшее до 1 января 2014 года, по результатам следующих отчетных периодов.

Напоминаем, что именно обещаниями о снижении налоговой нагрузки на бизнес был таким привлекательным Налоговый кодекс при принятии его в конце 2010 года. Однако, как видим, наш законодатель – хозяин своего слова: может дать, а может и забрать.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 5564

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо? 27 февраля, 2019    1622

Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов 13 августа, 2018    1482

Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
03 августа, 2018    9635

Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка» 09 июля, 2018    2168

ВСЕ ВЫ ОДНО 23 апреля, 2018    4936

Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata) 06 апреля, 2018    32723

Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах 06 апреля, 2018    3028

Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года 23 марта, 2018    3819

Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ 20 марта, 2018    4641

Кто в стране хозяин? 05 марта, 2018    3395

Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины 02 марта, 2018    3121

Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение 05 февраля, 2018    974

Прокомментировать