Изменения налогового законодательства накануне нового года или на что готов законодатель ради наполнения государственного бюджета
В течение последней недели Верховной Радой Украины решаются важные вопросы: в целом по бюджету на 2014 год и налоговым поступлениям в бюджет. Для «обеспечения стабильности налоговых поступлений в течение 2014 года» было предложено перенести применение пониженных ставок НДС и налога на прибыль с 1 января 2014 года на 1 января 2015 года, а также ряд других изменений в налоговом законодательстве (запрет учета отрицательного значения финансового результата операций с ценными бумагами и т.п.).
Первоначально предложения относительно изменений в налогообложение были изложены в законопроекте о Государственном Бюджете на 2014 год. Как мы уже сообщали ранее, изменение положений налогового законодательства законом о государственном бюджете является неконституционным.
Нашу позицию разделяет Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины, предоставившее в своем заключении достаточно критическую оценку законопроекту о государственном бюджете относительно внесения изменений в другие законы:
«Проектом (в частности, пунктами 3-6 Заключительных положений) продолжена многолетняя негативная практика приостановки законом о Государственном бюджете Украины законной силы действующих актов законодательства или внесения в них изменений, что противоречит многочисленным решениям Конституционного Суда Украины. В частности, к ним относятся решения от 9 июля 2007 г., […], а также от 22 мая 2008 г. № 10-рп/2008, […]. В случае необходимости приостановки действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признания их недействительными должны использоваться отдельные законы».
Соответствующего содержания правовая позиция […]в решениях Конституционного Суда Украины от 30 ноября 2010 г. № 22-рп/2010, [ …]
Обращаем внимание также на то, что предусмотренные проектом предложения по изменению условий налогообложения в 2014 году не соответствуют принципу стабильности налогового законодательства, закрепленному в пп. 4.1.9 п. 4.1 ст. 4 Налогового кодекса Украины, согласно которому «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года», а также требованиям ч. 3 ст. 27 Бюджетного кодекса Украины, согласно которой «законы Украины или их отдельные положения, влияющие на показатели бюджета (уменьшают поступления бюджета и/или увеличивают расходы бюджета) и принимающиеся после 15 июля года, предшествующего плановому, вводятся в действие не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым, кроме предусмотренного Законом Украины «О некоторых вопросах задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса — участников государственного концерна «Укроборонпром» и обеспечения их стабильного развития».
Следует отметить, что соблюдение такого принципа позволяет субъектам хозяйствования планировать свою деятельность как на следующий бюджетный период, так и на перспективу, что положительно сказывается на их финансовой деятельности. В то же время невыполнение указанных требований Налогового кодекса Украины, во-первых, дестабилизирует работу большинства субъектов хозяйствования, поскольку увеличение ставок налогов и сборов или изменение порядка их взимания заставляет их пересматривать свои производственные и финансовые планы, условия договоров с поставщиками и потребителями, которые, в отдельных случаях, становятся невыгодными и приводят к разрыву таких соглашений. Во-вторых, постоянное изменение ставок налогов и сборов, порядка их взимания, негативно сказывается на инвестиционном имидже страны, что, соответственно, сдерживает их поступления в Украину. В-третьих, увеличение налоговой нагрузки на отечественный бизнес и, соответственно, рост цен на товары и услуги приводит к социальному недовольству, находящееся сегодня и так на критической грани».
Как показывает практика, сама по себе оценка Главного научно-экспертного управления не является препятствием для изменения налогового законодательства законом о государственном бюджете. Поэтому логично предположить, что помехой для принятия изменений в налоговое законодательство законом о бюджете стала нехватка времени для принятия и вступления в силу закона о государственном бюджете на 2014 год. Так, рассмотрение соответствующего законопроекта переносилось сначала с 19 декабря на 24 декабря 2013 года, затем на 16 января 2014 года, тогда как изменить ставки налогообложения было необходимо уже с 1 января 2014 года.
Как видим, выход все же был найден – 19 декабря Верховной Радой Украины принят отдельный Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов, где предусмотрены все те изменения в Налоговый кодекс, которые изначально предлагались законом о государственном бюджете на 2014 год.
И в данном случае замечания Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины о недопустимости внесения изменений в любые элементы налогов и сборов позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода (аналогичные тем, которые были внесены и в законопроект о государственном бюджете на 2014 год), не стали препятствием для его принятия в целом.
Итак, несмотря на факт устранения одного из нарушений – принятие изменений в Налоговый кодекс отдельным законом, а не законом о государственном бюджете, внесенные изменения законными не стали.
Кроме того, Главное научно – экспертное управление также отметило, что отсрочка до 1 января 2015 года снижения ставки НДС и налога на прибыль предприятий не в полной мере соответствуют задачам, поставленным Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» и Государственной программой активизации развития экономики на 2013-2014 годы, которыми предусмотрено уменьшение налоговой нагрузки на отечественный бизнес, укрепление его позиций в международной конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогов в расходах предприятий и сокращения затрат времени плательщиков на начисление и уплату налогов.
Также было отмечено о нарушении порядка подачи законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс, а именно:
«Обращаем также внимание на требования пункта 4 раздела XIX Налогового кодекса Украины, согласно содержанию которого субъектом права законодательной инициативы, уполномоченным вносить ежегодно до 1 июня в Верховную Раду Украины проекты законов о внесении изменений в этот Кодекс относительно ставок налогообложения (в том числе ставок акцизного налога), определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по таким налогам и сборам, является Кабинет Министров Украины, который, очевидно, и должен вносить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты соответствующего содержания».
Однако, негативная оценка не остановила принятие соответствующих законодательных изменений, которыми, в частности:
- отсрочено снижение ставки НДС (до 17 %) до 1 января 2015 года;
- отсрочено применение 16 % ставки налога на прибыль до 1 января 2016 года, вместо этого ставка на 2014 год установлена на уровне 18 %;
- бессрочно продлено действие освобождения от налогообложения НДС по ряду операций по поставке на таможенной территории Украины зерновых культур некоторых товарных позиций согласно УКТ ВЭД (ранее было предусмотрено абз. 1 п. 15 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса);
- запрещен учет отрицательного значения финансового результата по операциям с ценными бумагами, возникшее до 1 января 2014 года, по результатам следующих отчетных периодов.
Напоминаем, что именно обещаниями о снижении налоговой нагрузки на бизнес был таким привлекательным Налоговый кодекс при принятии его в конце 2010 года. Однако, как видим, наш законодатель – хозяин своего слова: может дать, а может и забрать.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
ВСЕ ВЫ ОДНО
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
Кто в стране хозяин?
Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение