Определение авто, которые облагаются транспортным налогом, — по цене с НДС или без?
Объект обложения транспортным налогом определен пп. 267.2.1. Налогового кодекса (дальше – «НКУ») следующим образом:
«Объектом обложения являются легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не больше пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 750 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
Такая стоимость определяется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику экономического развития, по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины, исходя из марки, модели, года выпуска, типа двигателя, объема цилиндра двигателя, типа коробки переключения передач, пробега легкового автомобиля, и размещается на его официальном веб-сайте».
В связи с приведенным определением возникает вопрос, включает ли указанная «среднерыночная стоимость» НДС, или нет?
- Термин «cреднерыночная стоимость» согласно Налоговому кодексу
Собственно термин «среднерыночная стоимость» непосредственно в НКУ не определен. А должен бы быть. Поскольку это – критерий определения объекта обложения, а он должен быть обязательно определен законом во время установления налога, как это требуется пп. 7.1.2. ст. 7 НКУ.
Если исходить из ключевой составляющей «среднерыночной стоимости», то она упоминается в НКУ скорее в контексте балансовой стоимости (например, пп. 20.1.33., п. 89.2. НКУ) или стоимости основных средств (пп. 14.1.138.); при этом в пп. 39.3.7.8. НКУ применяется даже термин «рыночная стоимость» по отношению к активам.
В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» (Приказ Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92) и Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 «Запасы» (Приказ Министерства финансов Украины от 20.10.1999 г. № 246), автомобили отображаются в балансе предприятий-владельцев как основные средства или у производителей (дилеров) как товары на продажу без учета НДС. То есть их балансовая стоимость (стоимость для целей учета) не включает НДС. Это логично, так как для предприятий-плательщиков уплаченный НДС относится к налоговому кредиту и таким образом не является составляющей стоимости активов предприятия. Приведенные рассуждения свидетельствуют в пользу того, что стоимость в качестве «среднерыночной» должна считаться без НДС.
- «Стоимость» как база обложения НДС (которая не включает собственно НДС)
Так как предметом рассмотрения в этом обзорном письме является вопрос, включается ли НДС к понятию «среднерыночная стоимость» для целей транспортного налога, в первую очередь стоит посмотреть на этот вопрос, возможно, именно со стороны положений о НДС.
В соответствии с п. 188.1 НКУ, база обложения НДС операций по поставке товаров/услуг определяется, исходя из их договорной стоимости…
А ставки обложения НДС устанавливаются от этой базы обложения (п. 193.1 НКУ) в размере 20%, 7% либо 0% соответственно.
То есть, НДС по соответствующим ставкам применяется «сверху» по отношению к «стоимости», которая является базой обложения НДС.
А поэтому, с точки зрения НДС, «стоимость», которая является базой обложения для целей НДС, собственно НДС не включает.
- Значение термина «среднерыночная стоимость» в соответствующих подзаконных актах
Как указано в начале этого обзора, согласно НКУ «среднерыночная стоимость» должна определяться центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику экономического развития по методике, утвержденной Кабмином.
Поэтому, для выяснения практических аспектов установления «среднерыночной стоимости» стоит обратиться к этой методике. Она утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2016 г. № 66 «Об утверждении Методики определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей и внесении изменений в приложения 1 и 2 Порядка определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов» (далее – «Методика»).
В частности, в соответствии с п. 2 Методики:
«2. Средняя рыночная стоимость автомобиля рассчитывается по методу аналогии цен идентичных автомобилей по формуле, определенной в пункте 3 Порядка определения средней рыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2013 г. № 403 (Официальный вестник Украины, 2013 г., № 44, ст. 1576), где за цену нового транспортного средства (Ц н) берется цена нового автомобиля с учетом марки, модели, типа двигателя, объема цилиндров двигателя, типа коробки переключения передач».
В соответствии с п. 3 указанного Постановления Кабинета Министров Украины от 10.04.2013 г. № 403 (далее – «Постановление 403») (к которому нас направляет Методика):
«3. Средняя рыночная стоимость транспортного средства рассчитывается по методу аналогии цен идентичных транспортных средств с использованием следующей формулы:
С ср = Ц н х (Г / 100) х (1 ± (Г к / 100),
где Ц н – цена нового транспортного средства в Украине;
Г – коэффициент корректировки рыночной цены транспортных средств в зависимости от срока эксплуатации в соответствии с приложением 1;
Г к – коэффициент корректировки рыночной цены транспортных средств в зависимости от пробега в соответствии с приложением 2».
То есть приведенные положения Методики или Постановления 403 оперируют ценой как понятием тождественным (взаимозаменяемым) стоимости.
Что касается «цены», в частности, в Налоговом кодексе есть такие положения:
14.1.219. рыночная цена – цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому владельцу при условии, … а также цены, которые установились на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях»
или
«14.1.71 обычная цена – цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если другое не установлено этим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен…».
Как видим, применение этого термина также обеспечивает определенное приближение к пониманию термина рыночной стоимости как рыночной цены.
При этом очевидно, что такие понятия как «обычная цена» и «рыночная цена» не включают в себя НДС, поскольку соответствующие величины являются именно базой обложения НДС, как это прямо указано касательно соответствующих случаев в ст. 188 НКУ.
То есть, следует считать, что при определении, попадает ли определенный автомобиль в круг объектов обложения транспортным налогом, следует брать за основу цену, которая не включает НДС. И именно такие данные должны размещаться на сайте Минэкономразвития.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
КМ Партнеры защитила интересы МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА в Конституционном Суде Украины, подтвердив право на возвращение переплат по местным налогам на территории АТО
Кто определяет нормативную денежную оценку (НДО) земель за пределами населенных пунктов?
Владельцам недвижимости в Киеве: налог на имущество – по какой ставке платить?
Новая нормативная оценка земель за пределами населенных пунктов с 01 января 2019 года – миф или реальность?
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 ноября 2018 года
Выплата дивидендов плательщиками единого налога 4 группы: изменения с 01 января 2018 года
Традиционные налоговые подарки «под елочку»
Транспортный налог как школа местных налогов (в шаге от признания неконституционным)
Постановление Конституционного Суда РФ от 02 июля 2013 года
Определение Высшего административного суда от 29 мая 2017 года
Возврат переплат по налогу на имущество, которое находится в зоне проведения АТО
Сельхозпроизводители на едином налоге – только для своих?