+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Таможенные органы обязаны обосновать выбор метода определения таможенной стоимости товаров: судебная практика

19 августа, 2013 Информационные письма

Согласно таможенному законодательству при растаможивании импортированных товаров контроль правильности таможенной оценки товаров осуществляют таможенные органы, принимающие решение о правильности таможенной стоимости товаров, заявленной декларантом.

Определение таможенной стоимости импортируемых товаров осуществляется c помощью следующих  методов:

  • по цене договора относительно импортируемых товаров (стоимость операции);
  • по цене договора относительно идентичных товаров;
  • по цене договора относительно  подобных (аналогичных) товаров;
  • на основе вычитания стоимости;
  • на основе прибавления стоимости (вычисленная стоимость);
  • резервного.

Основным является первый метод – определение таможенной стоимости товаров по цене договор относительно импортируемых товаров (стоимость операции). Каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода.

На практике встречаются случаи, когда таможенные органы, не согласившись с задекларированной таможенной стоимостью, определенной по первому методу (цена договора), определяют ее самостоятельно без соблюдения условий последовательности применения по шестому методу (резервному), в следствие чего у субъектов хозяйственной деятельности возникает обязанность  по уплате дополнительных сумм НДС и ввозной пошлины.

Анализ судебных решений в делах по искам декларантов в таможенные органы, связанных с обжалованием решений об определении таможенной стоимости товаров, свидетельствует о сформированном судом правовом положении в отношении применения таможенными органами второстепенных методов определения таможенной стоимости.

Согласно указанного в Постановлении Верховного Суда Украины от 23 апреля 2013 по делу № 21-85а13 «таможенные органы имеют исключительную компетенцию в вопросах проверки и контроля правильности расчета декларантом таможенной стоимости и с этой целью имеют полномочия истребовать дополнительные документы для проверки правильности указанной таможенной стоимости товара в случае наличия оснований для сомнения в правильности таможенной оценки товара, перемещаемого через таможенную границу Украины.

Вместе с тем дискреционные функции таможенных органов имеют законодательные ограничения в случаях несогласия с задекларированной таможенной стоимостью.К ним, в частности, относятся процедура консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора оснований для определения таможенной стоимости и обязанность последовательного выбора методов (от первого до шестого) определения таможенной стоимости».

Аналогичную позицию Верховный Суд Украины выразил и в постановлениях от 14 мая 2013 по делу № 21-130а13, от 21 января 2011 по делу № 21-56а10, от 7 февраля 2011 по делу № 21-76а10, от 14 ноября 2011 по делу № 21-213а11, от 6 февраля 2012 по делу № 21-418а11, от 3 ​​июля 2012 по делу № 21-197а12.

Кроме того, согласно указанному в Постановлении Высшего административного суда Украины от 3 ​​июля 2013 по делу № К/9991/71962/12 «при применении шестого «резервного» метода определения таможенной стоимости товаров таможенный орган должен указать в решении об определении таможенной стоимости товаров подробную информацию, на основании которой принято это решение, источники информации, которые использовались таможенным органом, и их реквизиты».

Как усматривается из приведенного в судебных решениях, в случае наличия оснований для сомнения в правильности таможенной стоимости товаров, таможенные органы обязаны провести процедуру консультаций, истребовать дополнительные документы и, в случае принятия решения об определении таможенной стоимости товаров, обосновать невозможность применения каждого из предыдущих методов и невозможность признания заявленной декларантом таможенной стоимости товаров. Только при условии соблюдения всех вышеперечисленных действий со стороны таможенных органов решение об определении таможенной стоимости может считаться правомерным. Данная позиция поддерживается в Постановлении Верховного Суда Украины от 25 декабря 2012 по делу № 21-399а12.

Учитывая сложившуюся судом правовую позицию по данной категории споров, Министерство доходов и сборов Украины обнародовало Письмо от 24 июля 2013 года № 12884/7/99-99-10-03-02-17/2580 «Относительно судебной практики по вопросам обжалования решений об определении (корректировке) таможенной стоимости», в котором подчеркивается необходимость безусловного соблюдения порядка применения методов определения таможенной стоимости товаров, поскольку в ином случае следствием будет вынесение судебного решения не в пользу государства.

Следует также обратить внимание, что в приведенной судебной практике речь идет о применении положений Таможенного кодекса Украины, который действовал до вступления в силу нового Таможенного кодекса Украины от 13 марта 2012.В то же время вышеприведенные выводы Верховного Суда Украины являются актуальными и в настоящее время, что подтверждается в Письме Министерства доходов и сборов Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 11384

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Споры касательно таможенной стоимости: обзор свежих решений Верховного Суда 15 апреля, 2021    1593

Авторизованные экономические операторы (АЭО): кто может получить этот статус? 14 января, 2020    2188

Обновление процедуры таможенного оформления согласно закону об авторизованных экономических операторах 16 декабря, 2019    966

Верховный Суд легитимизировал транзитные автомобили на еврономерах? 23 октября, 2018    2134

«У государства отсутствует ответственность за всё, что оно делает» (интервью партнеров КМ Партнеры для Юридической Газеты) 21 июня, 2018    3957

Контроллеры без полномочий, или к чему приводят эвфемизмы в законотворчестве (таможенный пост-аудит сейчас незаконен?) 20 марта, 2018    1123

Вознаграждение экспедитора-резидента и таможенная стоимость. Включать или не включать – вот в чем вопрос. Или уже не вопрос? 24 июля, 2017    3052

Что стоит сделать с таможенной системой Украины? 27 июня, 2017    1505

Проект изменений в Порядок включения роялти/лицензионных платежей в таможенную стоимость. Что нового? 21 июня, 2017    1459

Ваши товары могут завозить на оккупированные территории Украины из других стран? Готовьтесь к остановке ВЭД в Украине 26 мая, 2017    1750

Режим переработки на таможенной территории Украины: время провести «краш-тест» выбранной модели работы по этому режиму? 18 мая, 2017    1778

Трансфертное ценообразование и таможенная оценка: точки соприкосновения и как их использовать бизнесу 10 марта, 2017    5906

Прокомментировать