Александр Минин принял участие в круглом столе «Вызовы для налоговой системы Украины во время войны в контексте сотрудничества с ЕС»

08 декабря 2022 года состоялся круглый стол, организованный Ассоциацией юристов Украины совместно с Украинской ассоциацией европейских студий.

Старший партнер  Александр Минин сосредоточился на двух важнейших проблемах в контексте темы круглого стола.

Первая – это проблема несоответствия системы НДС Украины общей системе НДС Европейского Союза (далее – ЕС). И это несоответствие в последнее время только усиливается. В частности, по такому фундаментальному принципу, как фискальная нейтральность НДС для бизнеса. Это означает, что бизнес должен играть роль налогового агента, и должен скорее собирать и платить этот налог. До уплаты должен быть только баланс между полученным и перечисленным/начисленным в связи с приобретением. При этом НДС перечислен/начислен в связи с приобретением должен вычитываться немедленно, и это право не может быть ограничено. А отрицательный баланс подлежит быстрому и полному возмещению. В Украине эти фундаментальные принципы все больше нарушаются и НДС все больше становится экономическим бременем именно для бизнеса.

Налоговые органы имеют возможности для манипуляций и вмешательства в систему НДС, чем активно пользуются (блокирование регистрации налоговых накладных, неправомерные проверки и затягивание бюджетного возмещения НДС по нелегитимным причинам) и значительно усложняют ведение бизнеса добросовестным налогоплательщикам в военное время. Напомним, согласно практике ЕС отказ в возмещении НДС возможен только при наличии объективных доказательств, что сам налогоплательщик является участником налогового мошенничества. Во всех остальных случаях НДС должен возмещаться автоматически. Отказ в налоговом кредите или бюджетном возмещении НДС – это санкция по квалификации Европейского суда справедливости, решение которого в этом отношении является составной частью определений общей системы НДС ЕС.

Поэтому в указанных аспектах законодательство и практика Украины по НДС не соответствуют указанным фундаментальным принципам общей системы НДС ЕС. И эти несоответствия должны быть устранены по пути присоединения Украины к ЕС.

Второй вопрос – это вопрос двойного налогообложения компаний и граждан Украины, вынужденно покинувших Украину в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины.

Риски такого налогообложения, в частности, в отношении сотрудников украинских предприятий, которые продолжают получать зарплату из Украины, предпринимателей по законам Украины, которые сейчас фактически осуществляют деятельность за рубежом, в отношении предприятий, руководство которых сейчас действует за рубежом и тем самым создает риск постоянного представительства (как места управления) там за границей с соответствующим налогообложением украинских предприятий.

Попытки решить эти вопросы централизованно на уровне ЕС не удались. Это все еще вопрос национального уровня. И потому возникла «матрица неопределенности» с этими вопросами, которые могут по-разному решаться на уровне разных стран-участниц ЕС.

Кроме того, была попытка украинского правительства решить это на уровне Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), которую призвали выдать формальное разъяснение или рекомендации по аналогии с рекомендациями, изданными во время кризиса, вызванного распространением COVID-19.

И хотя разъяснения ОЭСР не имеют обязательной силы, их все же придерживаются как определенных руководств по вопросу применения Модельной конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения.

Подытоживая, Александр Минин отметил, что эти два направления нуждаются в оперативном решении совместно с ЕС путем внедрения новых инструментов и механизмов, отвечающих потребностям времени, ведь соглашения об избежании двойного налогообложения определенным образом сейчас не отвечают реалиям жизни.