Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву

06 мая 2022

04 мая 2022 года состоялась онлайн-дискуссия Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву, посвященная налогообложению в условиях военного положения.

Это первая онлайн-встреча членов Комитета с начала вторжения рф на территорию Украины. За это время было принято ряд законов, направленных на функционирование государства в условиях военного положения. Через два месяца уже есть возможность видеть действие соответствующих изменений и над чем следует работать дальше.

Юлия Кривомаз, старший советник , выступила с докладом на тему «Как работает система НДС во время военного положения?». И этим еще раз подняла важный вопрос: не время ли вообще отменить этот налог?

«Система взимания НДС не работает и находится в дисбалансе. Для многих налогоплательщиков существенно изменились правила игры, возникло множество исключений, заблокировано бюджетное возмещение НДС, заблокирована регистрация налоговых накладных, что приводит к неопределенности касательно права на налоговый кредит у покупателей. А наибольшее бремя НДС ложится на беднейшее население, у которого большая часть состояния идет именно на повседневное потребление», – отмечает Юлия.

Но пока еще существует НДС, идем дальше по основным изменениям. Юлия обратила внимание, что законодателем введены новые нормы касательно освобождения от самоначисления НДС в случае уничтожения / повреждения товаров вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Но поскольку Налоговым кодексом не урегулирован перечень документов в подтверждение уничтожения имущества, следует ответственно подойти к вопросу документирования факта такого уничтожения / повреждения (на какие документы лучше ориентироваться, можно посмотреть в презентации Юлии по ссылке ниже).

Надеемся на более либеральный подход налогового органа к требованиям касательно проведения инвентаризации для списания уничтоженных / поврежденных товаров, основных средств, ведь проведение инвентаризации может быть связано с рядом рисков для членов комиссии (неразорванные снаряды, разрушения поврежденных конструкций).

А если понесенный ущерб не связан напрямую с ведением боевых действий? Если, например, продукция стала некондиционной из-за невозможности покупателя выполнить договор опосредованно через боевые действия (нахождение покупателя в зоне боевых действий, изменение потребностей рынка в результате войны). По словам Юлии, в таких случаях речь идет скорее о существенном изменении обстоятельств для сторон договора, которое и обусловило отступление от обязательств по договору / потерю продукции, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между утратой имущества и действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Поэтому есть основания говорить, что НДС не подлежит начислению и в таком случае. Но снова подчеркиваем, что налогоплательщик должен правильно подойти к документированию утраты имущества.

Более подробно с этими вопросами можно ознакомиться в презентации Юлии по ссылке.